пятница, 15 июля 2011 г.

Про «дядю Якова» и прочего всякого…

В конце этого июня мне довелось основательно поездить по Мышкинскому району. Здесь много мест сильно меня интересующих, но в Охотино (Круглицы) я попала, скорее, случайно… Просто пропустили нужный поворот на трассе, а потом уже ехали и не хотели возвращаться, любуясь совершеннейшим прибалтийским пейзажем – дюны…сосны…песок. Увидев указатель «Охотино», даже обрадовалась ))). Вроде и не собиралась сюда, но у меня есть некоторые обрывочные данные о здешнем камне «Дядя Яков». Ну, думаю… значит судьба! Иду в народ…
Камня, конечно же, уже нет давно. Его поглотила Волга в 40-е годы, когда при заполнении Рыбинского водохранилища стал подниматься уровень её вод. Камень, по всей видимости, был увязан в единый сакральный комплекс со святым «березинским родничком» и, возможно (!), со святым деревом - берёзой. В любом случае «Дяди Якова» уже лет 70, как нет. Источник оформлен, и резная табличка-указатель при нём имеется. Второе его название «родник Саши-пастушка». Это почти за всеми здешними святынями угадывается фигура легендарного Александра Березина, практически «канонизированного» местным населением. Вот со святой берёзой сложнее… Есть дерево. Находится в 50 метрах от родничка, и табличка при берёзе такая же. И легенды есть и даже обрядность кое-какую проследить можно. Я сомневалась насчет возраста, послала её снимки Дмитрию Борисовичу, а он сказал, что не древняя она… немногим старше 100 лет. Для сакрального дерева это, однако, совсем не тот возраст. Ну, думаю, «картина маслом» - вот как в народном сознании архетипы живучи. Не бывает пустоты в святых местах!
И тут…!!! Ещё через 50 метров, подводят меня к…камню! И тоже с табличкой-указателем, выполненной в том же стиле, что и у родника и у берёзы. Да ещё и на самом берегу, примерно напротив того места, где на дне Волги покоится «настоящий». Обычный серый гранит, вытянутой, почти хулиганской формы … да ещё и надпись краской на нём имеется - «Камень желаний, доставлен с Луны». Стопроцентный новодел-самозванец! И местные все знают об этом, но регулярно возят сюда экскурсии из соседних Мышкина, Рыбинска, Углича. Маршрут, между прочим, говорят большим успехом пользуется …

"Березинский родник" в с. Охотино (Круглицы). Говорят, когда вода "уходит" из родника - значит люди много нагрешили. Сейчас воды нет...


Храм построен на средства А.П. Березина, городского головы Спб. Который, будучи местным подростком-пастухом уснул на этом месте и увидел сон в котором ему было дано указание свыше работать не жалея себя и тогда он "выбьется в люди". И ведь выбился ! Правда, женился удачно...

В 60-70 г.г. 20 века колхозницы ходили посидеть к этому "Дереву Жизни". Бабушка, которая рассказывала мне о нём - 1923 года рождения. Гворит, пока все подруги живы...


А это,собственно, и есть новый "дядя Яков".


4 комментария:

  1. А что за надпись на указателе рядом с деревом ?

    ОтветитьУдалить
  2. Действительно, архетипы - вещь серьёзная. По большому счёту, явления традиционной культуры (да и не традиционной тоже) - что кочаны капусты (извините уж за такое сравнение). Отделяя от них листы - поздние наслоения-оболочки, в итоге получаем чистые "кочешки", те самые архетипы, часто похожие друг на друга как близнецы, а затем приходим к выводу о том, что этих самых архетипов не так уж и много, и явления, сначала казавшиеся совершенно различными, оказываются в одном типологическом ряду.

    ОтветитьУдалить
  3. Надпись была такая "Дерево Жизни. Посидевши под ним минутку - продляешь жизнь на год, но долго сидеть нельзя, ибо жизнь скоротечна" Во время прошлогоднего урагана берёзу повалило, а табличку унесло... За свою историю она не раз горела от удара молний, за что её ещё называют "горелая", а в дупло принято кидать монетки. Ни ураган, ни пожары её "не берут" - на ней нет ни одной сухой ветки, хотя часть корней буквально выворочена из земли.

    ОтветитьУдалить
  4. Да, Алексей, истинных архетипических сюжетов не так уж и много, я думаю... Эта триада "камень-вода-дерево" судя по стойкости, очень хороший пример!

    ОтветитьУдалить

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...