среда, 11 марта 2015 г.

Сорокин Николай Алексеевич: из воспоминаний о войне


К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Поречье-Рыбное. Группа ветеранов Великой Отечественной войны на митинге  9 мая 2007.
Второй слева - Николай Алексеевич Сорокин.  Фото: А.Г. Морозов
Сорокин Николай Алексеевич родился 23 ноября 1924 г. в деревне Новоселка Захаровского сельсовета Ростовского уезда Ярославской губернии. Умер в Поречье-Рыбном в 2010 г.
- Я был добровольцем. В 16 лет в 1941 г. пошел на фронт. Выглядел я старше, здоровый, коренастый, ну и прибавил себе лет. Помню номер своей части – 336, стрелок в народном ополчении под Москвой. За Подольском был ранен, лежал в госпитале, затем меня отправили домой, в Петровский район, Захаровский сельсовет, деревня Новоселка. Оттуда в 1942 г. 19 августа я был уже призван в армию.
В ополчении был рядовым. В действующей армии почти сразу присвоили звание сержанта. Командир взвода, помню, лейтенант Карнаух, с Днепропетровска. Командир роты лейтенант Черненко, был он ранен. Командир дивизии - полковник Баклаков, герой Советского Союза. Его два раза на Висле ранило. Понимаешь, такой был человек: переодевался в солдатское и шел в атаку с нами. Был у меня близкий друг Миша из Казани, фамилию не помню, но знаю, что он остался жив, писал мне в 1945 г.
Я был только на I Украинском фронте. Всю войну в 218 Рамадано-Киевской пехотной дивизии, 658 полк. Принимал участие в сражениях за Любляны, Киев, Сандомир, Люблин, форсирование Вислы, Бреслау. Я почти всегда был на передовой, не видел, как хоронили погибших. В плен не брал. При немецкой атаке на наши позиции, когда я уже был пулеметчиком, стрелял по немецкой пехоте очередями. В Бреслау, помню, был случай: - В уличных боях немцы отрезали нашу пехоту на одном переулке. Несколько часов оборонялись – пушка 76 мм. с расчетом, да я с пулеметом. Продержались, ничего. Освобождали мы Украину, Польшу, вошли в Германию. Дошел до Бреслау. Там для меня закончилась война.
Из наград: 1-я медаль – “За Отвагу” № 863648. Брали мы город Люблин. Меня тогда ранили в ногу, с поля боя не уйти – остался и отстреливался. Вот, даже справка из военного архива – приказ о награждении медалью “За Отвагу” от 26. 01. 44 г. В приказе: “…первым пошел в атаку и уничтожил 3 гитлеровцев”. А 2-я награда - орден “Красной Звезды” № 2731368 – за форсирование Вислы.
Зимой выдавали фуфайку, ватные штаны, шинель, валенки. Летом – ботинки с обмотками, шинель, а зимнее сдавали старшине. С собой носили саперную лопату, котелок, фляжку, ложку за голенищем. На ремне – патроны. Был у меня автомат ППШ, был я и пулеметчиком ДШК.
Питание – утром и вечером. Суп, каша с салом или шпиком. А то и сами находили что пожевать. Была полевая кухня. Нам на передовую с кухни приносил еду в термосах старшина. Давали пайки – НЗ, на три дня. В них были консервы – американская тушенка, сухари. Зимой давали по 100 гр. но не всегда.
Был ранен 3 раза. Первый раз в руку – сквозное пулевое ранение. Это было под Москвой у Подольска. После этого лечился в Саратовском госпитале № 3630, откуда поехал домой. Второй раз был ранен в ногу осколком. Срезало мне край пятки левой ноги. У города Люблин. Лежал в медсанбате на Украине цельный месяц. Третий раз был ранен в руку, перебило кость, и в голову. Это - в уличных боях за Бреслау. Лежал там в госпитале.
Любили мы песню “Катюша” и еще “Распрягайте хлопцы кони”. Нравилась “Вставай страна огромная”. На Украине как-то один раз приезжали артисты, но не помню кто. Если ты на передовой: – какой праздник? Помню, на 1 мая 1944 г. дали нам по целой бутылке водки. Остальные не помню, врать не буду. Была у нас полевая дивизионная газета, но уже не помню, как называлась. Один раз был в этой газете пропечатан с фото: “Я с пулеметом”. Листовки немец бросал, но мы на них внимания не обращали. Западники – украинцы, эстонцы, те смотрели, а русские нет.
Победу встретил в госпитале в Германии. Город Дойч Лиса рядом с Бреслау. Дали нам всем спирту, стреляли из оружия. Был митинг: подъехала агитационная машина с записанной речью Жукова. Комиссовался по ранению в 1945 г. и поехал домой, в Новоселку.
Сорокин Н.А. на сайте Подвиг народа.
_________
Записал А.Г. Морозов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...