воскресенье, 31 августа 2014 г.

Ростов Великий. ВИА 1970-х

Автор публикации: Александр Исаев.
Подборка фотографий А.М. Осокин.
Консультанты: А.И. Морозов, В.В. Еремин, А.А. Гаврилов.
К 45-летию образования вокально-инструментальных ансамблей.

Неоднократно «Ростовский вестник» писал о музыкальных талантах нашего родного города. Думаю, пришло время вспомнить о тех, в прошлом, молодых ребятах, которых, уверен, помнит все поколение шестидесятых годов прошлого века города Ростова. А именно, тех, кто стоял у истоков создания первых вокально-инструментальных ансамблей. Появление на Западе в начале 1960-х гг. электрогитар и нового направления в музыке – рок-н-ролла, привело к возникновению таких легендарных групп, как «Битлз», «Роллинг стоунс», а чуть позднее и советских ВИА – ленинградских «Поющих гитар» и московских «Веселых ребят», что дало толчок развитию данного направления в музыке и нашим ростовским музыкантам. А наличие в Ростове музыкального педагогического училища позволило первым руководителям ростовских ВИА передать более профессиональное звучание музыкальным инструментам и голосам вокалистов. На чем же играли первые участники ВИА? Без надлежащих столярных инструментов, которых полно сейчас, сами мастерили первые электрогитары из слоеной фанеры и ДСП. Или в обыкновенную акустическую гитару под струны вставляли самодельные звукосниматели. «Киношные» усилители и динамики, магнитофонные микрофоны – вот и весь технический арсенал первых музыкальных, я бы сказал, легендарных групп.
Бум развития гитарного творчества молодых ребят пришелся на 1967 г. и продолжается в этом веке. Первые западные шлягеры слушали на «вражеских» радиостанциях «Голоса Америки», «Би-Би-Си» и записывали их на первые катушечные магнитофоны. Люди моего поколения помнят, что в те времена в Ростове было несколько заводских клубов, «Дом культуры», две музыкальные площадки в городском парке, а также музыкальные холлы в городских школах, техникуме и педучилище. Именно здесь и начинали свои выступления легендарные ВИА 1970-х гг.
Кто же первый в Ростове вышел на любительскую сцену с электрогитарой в руках? В моей памяти и по воспоминаниям мэтров популярной музыки нашего города Вячеслава Васильевича Еремина, Алексея Ильича Морозова это был гитарист-виртуоз Борис Дидио. На фото 1 он крайний справа. За ударной установкой первый барабанщик Ростова Адольф Кулыбин. Позднее Борис создал инструментальную рок-группу при клубе ж/д станции. В 1969 г. на средства Северной железной дороги для Дидио была приобретена профессиональная электрогитара фирмы «Музима», на которую как на диковинку ходили смотреть все начинающие музыканты города. Примерно в это же время учащийся музыкального училища Владимир Седов собирает талантливых ребят в группу «Зеленые камнееды», где впервые на сцене городского парка появляется гитарист Алексей Морозов и барабанщик Владимир Афанасьев (см. фото 2). В 1971 г. Седов при ММЦ «Спутник» создает ВИА «Звонари» (см. фото 3).
Талант «Звонарей» был оценен не только жителями Ростова, но и туристами, посещавшими международный молодежный центр Ростовского кремля. На вечерах средней школы №1 с 1969 по 1971 гг. играет электрогруппа «Королевские гномы» в составе: Е. Головкина, Е. Тердика, Е. Никонова, А. Комогорцева, В. Балмасова. Им на смену в 1971 г. приходит новое поколение музыкантов: И. Грудцин, М. Фирулин, В. Гребенщиков, С. Шарабудинов. Это был уже полноценный вокально-инструментальный ансамбль. Профессиональный вокал Михаила Фирулина, Сергея Шарабуинова, Виктора Гребенщикова и звучание в их исполнении песен «Тополя все в пуху», «Бабье лето», «Лес горит в лучах заката» и многих других будоражило души девчонок нашего поколения.
В 1970 г. трудами выпускника музыкального училища А.А. Гаврилова в средней школе №2 был создан ВИА «Квант-1» в составе: барабан – Валерий Воронцов, ритм-гитара – Александр Камко, соло-гитара – Евгений Малоземов, бас-гитара – Валерий Уткин (см. фото 4). Усилиями Алексея Алексеевича музыкальное сопровождение и вокал группы был на высшем уровне. После окончания школы участниками школы ВИА «Квант-1», в 1974 г. Гаврилов создает группу «Квант-2» (см. фото 5), которая два года подряд (1976-1977 гг.) становится победителем областного музыкального конкурса «Красная гвоздика».
Не остались в стороне и молодые люди ростовского с/х техникума. В состав первого ВИА образовательного учреждения вошли: Юрий Бобков, Герман Башловкин, Вячеслав Цыпленков, Александр Коркин и мой друг Владимир Соснин. В 1971 г. Владимир с группой «Рифы» выступает на танцполе городского парка, где в его исполнении ростовцы слышат западные шлягеры «Желтая река» и «Венера» (см. фото 6). В 1972 г. в доме культуры города также выпускник музыкального училища Вячеслав Еремин собирает лучших музыкантов Ростова в ВИА «Эллада» (см. фото первого состава № 7). Группа в 1975 г. становится лауреатом конкурса «Красная гвоздика». Позднее, после окончания воинской службы, в ансамбль приходит гитарист Алексей Морозов (см. фото 8). Много восторженных слов хочу сказать об этом человеке. Западные и отечественные песни в его исполнении любят у нас в Ростове, как говорится, и стар и млад. Здорово, что творчество Алексея Ильича продолжается и по сегодняшний день. Спасибо тебе, Леша, за твой музыкальный дар, которым ты радуешь нас до сих пор! Ты и Вячеслав Еремин – наши «народные» артисты, заслуженные граждане Ростова Великого.
Не могу не вспомнить еще два самобытных ВИА нашего города. Группа «Рената» в 1972-1973 гг. была организована Валерием Курляндским в клубе кофе-цикорного комбината. В составе коллектива участвовали: барабаны – Евгений Веренин, соло-гитара – Валерий Куроцапов, бас-гитара – Александр Булатов, ритм-гитара – Александр Каретников (фото 10). До сих пор считаю Валерия Куроцапова одним из лучших гитаристов ВИА 1970-х гг. нашего города. Его импровизации на соло-гитаре очень впечатляли публику.
Еще одна известная музыкальная группа «Спектр» была создана при ростовском оптико-механическом заводе. Коллектив существовал с 1976 г. до середины 80-х гг. В разное время руководителями «Спектра» были Виктор Давыдов и Вячеслав Тарарушкин. В составе группы участвовали: Е. Пухов – барабаны; В. Одинцов – бас-гитара; В. Пентегов – синтезатор; Е. Глазунов – ритм-гитара (см. фото 9). Из состава этого ВИА хочу отметить лучшего бас-гитариста Ростова, моего одноклассника, Валерия Одинцова. Впоследствии Валерий был приглашен и играл в составе нашего губернаторского оркестра.
Прошли годы. Уже нет среди нас выдающихся музыкантов Ростова: Бориса Дидио, Сергея Шарабудинова, Валерия Балмасова, Владимира Афанасьева, Валерия Одинцова, Виктора Гребенщикова, Евгения Макаренко, Александра Коркина, Игоря Грудцина, Евгения Волкова. Новая российская «попса» с бессмысленными текстами и плагиатскими мелодиями постепенно вытесняет ВИА с подмостков современной эстрады. Но мы, поколение 60-х, до конца жизни будем помнить участников ВИА 70-х нашего любимого города. Потому, что это – наше детство, юность и вообще с ними связаны лучшие годы жизни нашего поколения.
____________

Также опубликовано: Газета "Ростовский вестник" 5 июня 2014.

суббота, 30 августа 2014 г.

Борисоглебские слободы: крестьянские дома. Вводная публикация

Государственный музей-заповедник "Ростовский кремль"
При сотрудничестве и содействии:
Отдела культуры Борисоглебского Муниципального района - Татьяны Алексеевны Клоповой;
Краеведческого отдела Борисоглебской Центральной районной библиотеки - Евгении Станиславовны Сомовой;
Историка, краеведа пос. Борисоглебский, научного сотрудника Борисоглебского монастырского музея - Светланы Алексеевны Лапшиной
Дом М.И. Елкина
Цель проекта - создание новой экспозиции в доме крестьянина М.И. Елкина, пос. Борисоглебский, ул. Первомайская, дом №16.
Задачи проекта:
- Исследование материальной культуры борисоглебских крестьян: фото-фиксация гражданской сельской застройки XVIII - XIX вв; Крестьянская архитектура, особенности планировки, интерьеров старинных жилых крестьянских домов - домовой резьбы, печей и лежанок, потолочной лепнины, дверных полотен, окон, фурнитуры, лестничных маршей, дворовых и хозяйственных построек, подвалов и др. на основе списка строений гражданской застройки, прежде всего жилых домов, состоящих в своде памятников истории и архитектуры местного значения. Всего в данном своде, согласно схеме территориального планирования Борисоглебского МР, только в пос. Борисоглебский на учете состоит 61 памятник гражданской архитектуры - общественные здания, такие как гостиный двор, лавки, вотчинное правление, дом управляющего графини С.В. Паниной, а также жилые каменные и бревенчатые, одноэтажные и двухэтажные дома борисоглебских крестьян и купцов, многие из которых с лавками и магазинами;
- Выявление в архивохранилищах описаний жилых и хозяйственных строений борисоглебских крестьян, списков их движимого и недвижимого имущества, периода конца XVIII - начала XX вв.
- Выявление и реставрация в фондах ГМЗ "Ростовский кремль" круга предметов, связанных с материальной культурой борисоглебских крестьян;
- Создание списка отсутствующих в фондах музея предметов, необходимых для новой экспозиции и как следствие - поисковая экспедиционная работа с населением в Борисоглебском МР и пос. Борисоглебский, в том числе в рамках акции "Мой музей - моя история", взаимодействие с органами местного самоуправления и вышеупомянутыми партнерами по проекту;
- Систематизация, анализ полученных данных, с одной стороны - для реставрации дома крестьянина Елкина, с другой - для создания в нем новой экспозиции.
- Публикация результатов исследования в музейном блоге "Ростовская земля. История и культура";
- Создание концепции и тематико-экспозиционного плана новой экспозиции;
- Разработка новых экскурсионных маршрутов по жилой и торговой гражданской застройке Борисоглебских слобод.
Сотрудники музея при полевых экспедиционных выездах в пос. Борисоглебский имеют при себе рекомендательное письмо, подписанное директором ГМЗ "Ростовский кремль" Наталией Стефановной Каровской, а также удостоверения музейных сотрудников.

среда, 27 августа 2014 г.

Борисоглебские слободы: празднование 10-й годовщины установления Советской власти


Демонстрация в честь 10-й годовщины установления советской власти. Борисоглебские слободы. 7 ноября 1927 г. Бумага, фотопечать. 17,2х12 см. Автор фото: неизвестен. На обороте, несколько ниже центра листа подпись черной тушью: "1927". Из собрания краеведческого отдела Борисоглебской районной центральной библиотеки.

«Сельская церковь»: Церковь Рождества Богородицы в селе Великое (1712)

Мы продолжаем публикацию материалов проекта «Сельская церковь», который посвящён изучению, фиксации и публикации сведений о храмах Ростовской земли (автор и руководитель проекта – Сергей Сазонов, заместитель директора ГМЗ «Ростовский кремль» по научной работе).
Предпоследняя публикация по теме: http://rostland.blogspot.ru/2014/08/1847.html
   Настоящее сообщение посвящено церкви Рождества Богородицы в селе Великое Гаврилов-Ямского района Ярославской области (нажмите на ссылку, и выйдете на объект)  (1712). Фотографии 2011, 2013 годов:














   Данный объект находится в тематическом слое "Церкви 18 века" (нажмите на ссылку, и выйдете на слой).
С этим и другими материалами вы можете ознакомиться в полной версии Географической информационной системы (ГИС) "Ростовская земля"(ссылка на ГИС) и в Информационном центре Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль».
Автор и руководитель проекта ГИС «Ростовская земля»: Сергей Сазонов
Координаторы и исполнители ГИС «Ростовская земля»: Алексей Киселёв (заведующий Сектором Географических информационных систем ГМЗ «Ростовский кремль»), Ирина Киселёва (научный сотрудник  Сектора Географических информационных систем ГМЗ «Ростовский кремль»)
Фотограф: Валерий Абрамов
Авторы сообщения: Алексей Киселёв, Ирина Киселёва

вторник, 26 августа 2014 г.

Селигер собирает друзей

Перед дальней дорогой
Автор публикации: Ольга Баженова

С 10 по 18 августа 2014 года более 100 учащихся Ростовского МР стали участниками ежегодной Всероссийской эколого-биологической экспедиции «Селигер-2014». В сосновом лесу близ Нило-Столбенского монастыря собрались команды из Санкт-Петербурга, Мытищ (Московская область), Сысерти (Свердловская область) и Ростовского района Ярославской области - гимназия им. А.Л. Кекина средняя школа №3 г. Ростова, Вахрушевская и Кладовицкая, Шурскольская и Семибратовская, Кадетская и Поречская школы.

среда, 20 августа 2014 г.

«Сельская церковь»: Церковь Боголюбской иконы Богоматери в селе Великое (1847)

Мы продолжаем публикацию материалов проекта «Сельская церковь», который посвящён изучению, фиксации и публикации сведений о храмах Ростовской земли (автор и руководитель проекта – Сергей Сазонов, заместитель директора ГМЗ «Ростовский кремль» по научной работе).
 Предпоследняя публикация по теме: http://rostland.blogspot.ru/2014/07/1798.html

Настоящее сообщение посвящено церкви Боголюбской иконы Богоматери в селе Великое Гаврилов-Ямского района Ярославской области (нажмите на ссылку, и выйдете на объект)  (1847). Фотографии 2011 года.







Данный объект находится в тематическом слое "Церкви 19 века" (нажмите на ссылку, и выйдете на слой).
С этим и другими материалами вы можете ознакомиться в полной версии Географической информационной системы (ГИС) "Ростовская земля"(ссылка на ГИС) и в Информационном центре Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль».
Автор и руководитель проекта ГИС «Ростовская земля»: Сергей Сазонов
Координаторы и исполнители ГИС «Ростовская земля»: Алексей Киселёв (заведующий Сектором Географических информационных систем ГМЗ «Ростовский кремль»), Ирина Киселёва (научный сотрудник  Сектора Географических информационных систем ГМЗ «Ростовский кремль»)
Фотограф: Валерий Абрамов
Авторы сообщения: Алексей Киселёв, Ирина Киселёва

Председатели и секретари сельсоветов Ростовского района в 1973 г.

Фотография из собрания Владимира Александровича Фурманова - главы администрации пос. Петровское Ростовского района, Ярославской области. По его рассказу это - 1973 г. Выездное совещание школы советского актива Ростовского района в селе Любилки. Сам Владимир Александрович - в центре, в последнем ряду. Во втором ряду третья слева - Билетова Людмила Алексеевна -секретарь Итларьского сельсовета. Шестая справа стоит председатель Поречского поселкового совета - Морозова Лидия Павловна.

понедельник, 18 августа 2014 г.

Ростовские окна










суббота, 16 августа 2014 г.

Поречье-Рыбное: субботник у храма Спаса в с. Климатино

Текст и фото: священник пос. Поречья-Рыбного о. Юрий Данилов
 Сегодня прошёл субботник в Спасском храме с. Климатино, в котором приняло участие более 30 человек. Сердечно благодарю всех, кто помог нам в этом богоугодном деле!

среда, 13 августа 2014 г.

Александр Баженов, Поречье-Рыбное. Наши на Селигере


«Книга отзывов Ростовской соборной звонницы»

Ростовские звоны. Рубеж 1980-х - 1990-х г.
К 25-летию основания Ассоциации колокольного искусства России в Ростове Великом

В каждом музее существуют книги отзывов, в которых посетители могут поделиться своими впечатлениями от увиденного и услышанного, высказать пожелания и замечания, выразить благодарность.
Есть такие книги и в нашем музее. За его долгую историю их скопилось немало. Наиболее ранняя, она же самая первая, датируется 1883 годом - временем основания музея, самая поздняя относится к 2010-м годам.
Все эти книги очень разные, и по содержанию, и по оформлению. Однако одна из них - совершенно особенная, это «Книга отзывов Ростовской соборной звонницы». Она была заведена в 1988 году, в связи с возрождением знаменитых ростовских колокольных звонов, и содержит высказывания посетителей по поводу проводимых тогда колокольных концертов.
Это было особенное время - впервые после очень долгого перерыва в Ростове зазвучали древние огромные колокола. Ростовские звоны оставляли очень сильное впечатление, о чем свидетельствуют многочисленные восторженные отзывы, оставленные благодарными слушателями на страницах «колокольной» книги отзывов Ростовского музея. Некоторые из них мы приводим здесь:
«Спасибо за великолепный концерт от всей души».
«Это прекрасно, это нужно всем нам. Спасибо за прекрасное исполнение!»
«Благодарим за доставленную радость. Спасибо всем, кто возродил Ростовские звоны».
«Ростовские звоны - это настоящее чудо. Нет слов от восхищения!»
«Крайне редко можно услышать подобные звоны, они поднимают из глубины души все русское, что есть в каждом российском человеке, это воскресение».
«Восторг от звонов выжал слезы и великое сознание того, что ты принадлежишь России, что ты - ее сын».
«Я потрясена до глубины души этим звоном».
«Красота и величие Кремля поразили нас, а в сочетании с колокольным звоном - это самое яркое впечатление от экскурсии по Золотому кольцу. Спасибо».
«Такого еще не слышали нигде».
«Спасибо за красоту. Ростовские звоны навсегда останутся в памяти».
«Это прекрасно, это нужно всем нам. Спасибо за прекрасное исполнение!»
«Спасибо за возрождение. Мы плакали от счастья».
«Большое спасибо за возрождение русского колокольного звона и за пробуждение надежд в наших душах». 

Авторы публикации: Алла Виденеева и Надежда Грудцына

вторник, 12 августа 2014 г.

Поречье-Рыбное: купание на Кабацком мосту

Описание Ростовской соборной звонницы столетней давности

К 25-летию основания Ассоциации колокольного искусства России в Ростове Великом

Сто лет назад в свет вышла книга В. Талицкого о Ростовском Успенском соборе. Отдельная глава в ней посвящалась соборной звоннице, ее колоколам и звонам. Мы предлагаем этот текст вниманию наших читателей.

Колокола Ростовской соборной звонницы. Фото Ильи Мельникова
Соборная колокольня и ростовские звоны

Близ самого собора, в юго-восточной стороне ограды, совершенно отдельным зданием стоить соборная колокольня.
Под колокольней находится маленькая церковь в честь Входа Господня во Иерусалим; служба в ней бывает только в храмовой праздник – в Вербное воскресенье.
Колокольня построена митрополитом Ионою Сысоевичем, в один ярус, и имеет продолговатую форму. Длина ее 15 саж., ширина 5 саж. и высота 10 саж. Северная (левая) часть колокольни несколько выше остальной галереи и здесь висит самый большой колокол «Сысой», весом в 2000 пуд. Всех колоколов 13, из них три, наибольшие, слиты «тщанием митрополита Ионы», – а именно:
а) Сысой, названный так по имени отца митрополита Ионы. На нём надпись: «Лета 7197 (1689) ноемврия в 11 день, при державе Великих Государей и Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великия Государыни Благоверныя царевны и Великия Княжны Софии Алексиевны всея великия, малыя и белыя России Самодержцев, и при благоверных Государынях и Великих княжнах Наталии Кирилловне, Параскеве Феодоровне, Марфе Матвеевне, и при Великом Господине Святейшем Кир Иоакиме, Патриархе Московском и всея России, тщанием и радением Преосвященнаго Ионы, митрополита Ростовскаго и Ярославскаго. Лит сей колокол в Ростове к соборной и апостольской церкви Успения Пресвятыя Богородицы и Великих Ростовских чудотворцев Леонтия, Исаия и Игнатия Епископов; а лил колокол мастер Флор Терентьев, а весу в сем колоколе две тысячи пудов».
б) Полиелейный, весом в 1000 пуд, слит 1683 года, октября в 30-й день, а «лил сей колокол мастер Филипп Андреев с сыном своим Киприаном».
в) Лебедь, весом в 500 пуд, слит 1682 года, марта в 1-й день, а «лил мастер Филипп Андреев».
Следующий по весу колокол, Голодарь, в 171 п. 5 ф., вылит в 1856 году. Голодарем он называется потому, что в него благовестят в великий пост к заутрени, к часам и к великому повечерию (в него же благовестят и к малой вечерне всегда). На средине сего колокола, между головою и краями его, находятся четыре рельефные изображения Божией Матери Владимирской, святителя Леонтия, св. Исаия и св. Игнатия; между ними по три херувима.
По словам о. Аристарха Израилева, – «этот четвертый колокол «Голодарь» по тону нисколько не гармонирует с тремя большими колоколами». «Негармоничность его произошла оттого, что он отлит был вместо прежнего, разбитого, и при отливании его не обратили внимания на тон его, а позаботились только о том, чтобы он был потяжельше прежнего, да побольше имел бы на себе рельефных изображений».
Пятый колокол Баран, весом в 80 пуд., вылит в 1654 году, при митрополите Ионе, «в Ростов, к соборной и апостольстей церкви», лил сей колокол мастер Емельян Данилов.
Следующие колокола: Красный, в 30 пуд., Козел, в 20 пуд., остальные без имени, кроме 12-го и 13-го, называемых Зазвонные 1-й и 2-й.
На восточной стене собора повешен маленький колокол, Ясак, которым дается знать звонарю на колокольне о времени благовеста или звона.

Звонницы Ростовского музея

Воскресенская звонница
К 25-летию основания Ассоциации колокольного искусства России в Ростове Великом

Ростовские звоны… При этих словах вспоминается величественный голос старинных колоколов Ростовской соборной звонницы. Поражает их огромный вес: Сысой - две тысячи пудов, Полиелейный – тысяча пудов, Лебедь – пятьсот пудов... Удивительно и то, что колокольный набор, созданный в XVII в., и старинная традиция исполнения ростовских звонов - сохранились до наших дней. Четвертое столетие над древним Ростовом плывут звоны соборных колоколов-гигантов, и мало что может соперничать с ними по красоте и силе звучания.
Между тем, совсем рядом с древней соборной звонницей расположены две небольшие шатровые звоннички Ростовского музея. Одна - при церкви Воскресения, вторая - при церкви Иоанна Богослова. Их колокола отличаются не столь громким, но мелодичным и своеобразным звучанием. Каждый из этих колокольных наборов имеет и собственный голос, и свою историю.

Валерий Владимирович ЛоханскийВалерий

Валерий Владимирович Лоханский
К 25-летию основания Ассоциации колокольного искусства России в Ростове Великом

Валерий Владимирович Лоханский - один из основателей возрождения колокольного искусства в нашей стране.
Он был одним из первых, кто начал профессионально изучать колокольные звоны и распространять это искусство. Благодаря ему зазвучали звонницы по всей России: в Суздале, Луцке, Вологде, Орле, Нижнем Новгороде, в Краснодарском крае, на Севере и во многих других местах России и Украины.
Валерий Владимирович был прекрасным специалистом, исследователем и педагогом, которого приглашали в самые разные храмы обустраивать звонницы и обучать звонарей.
Он советовал звонарям «изучать разные звоны как по технике, так и по принципу построения музыкальных композиций, пытаться реализовать их в своих произведениях и постоянно отрабатывать, доводить до совершенства каждый из этих разделов. Необходимо уметь не только услышать, но и воспроизводить различные рисунки, стараться постоянно обогащать свое исполнительское мастерство разнообразием приемов».
Валерий Лоханский обучил колокольному искусству более десятки звонарей. Он настроил и озвучил более 50 звонниц - как церковных, так и музейных. Одной из самых сложных и ответственных его работ стала колокольня собора Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, где были установлены 15 колоколов весом от 16 килограмм до 5 тонн.
Валерий Владимирович Лоханский ушел из жизни, но дело, которому он посвятил всю свою жизнь, продолжили его многочисленные ученики и последователи. 
В.В. Лоханский вместе со звонарями Ростова и Суздаля на Ростовской соборной звоннице. Начало 1990-х г.
Автор публикации: Алла Виденеева


Иван Васильевич Данилов

Иван Васильевич Данилов
 К 25-летию основания Ассоциации колокольного искусства России в Ростове Великом

И.В. Данилов (1952-1998) был одним из тех, кто возрождал на архангельской земле, да и в России, искусство колокольного звона и достиг такого мастерства, что его называли «первым звонарем России». Колокольные звоны в его исполнении звучали в Москве, Новочеркасске, Суздале, Ростове и многих других городах нашей страны. Долгое время Иван Данилов работал в архангельском музее деревянного зодчества «Малые Корелы». В 1990-е годы он с набором колоколов совершил несколько путешествий на парусном судне. И тогда его звоны услышали по всему миру - в Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии, Польше, Испании, Франции, Германии, Бельгии, США.

Иван Васильевич Данилов на звоннице музея "Малые Карелы"

Вячеслав Александрович Ким

Директор Ростовского музея Вячеслав Александрович Ким
К 25-летию основания Ассоциации колокольного искусства России в Ростове Великом

В.А. Ким (1938-2000) в 1988-1999 годы являлся директором музея-заповедника «Ростовский кремль». При нем в музее зазвучали колокола - были оборудованы две музейные звонницы: при церквях Воскресения и Иоанна Богослова.
Вячеслав Александрович собрал превосходную коллекцию колокольчиков и бубенцов – более двух тысяч. В 2000 г. она была перемещена владельцем в музей «Ростовский кремль» для создания на ее основе «Музея личных коллекций».

Юрий Васильевич Пухначев

Юрий Васильевич Пухначев
К 25-летию основания Ассоциации колокольного искусства России в Ростове Великом

Ю.В. Пухначев (1941-2004) - физик, математик, историк, кандидат физико-математических наук (1967), доцент (1979), заведующий отделом журнала «Наука и жизнь» (1970-1989, с 1989 – научный консультант), член Союза журналистов (1974), член правления Советского фонда культуры (1989-1991), советник министра Науки и технологий Российской Федерации (1997-1999), заслуженный работник культуры Российской Федерации (2003).

С начала 1970-х годов Юрий Васильевич занялся историей колокольного дела, был инициатором и редактором ряда научных сборников на эту тему. Являлся одним из основателей и первым президентом Ассоциации колокольного искусства России.